Неграмотный взгляд на “современное искусство”.

Попадаются на глаза иногда, особенно теперь, с появлением в ЖЖ Гельмана и картинок из его галереи, всякие произведения т.н.современного искусства. Пытаясь понять, что это такое и зачем, я читал разнообразные по этому поводу пояснения и поучения, натыкался на манифесты деятелей этого жанра и остался при убеждении, что работы эти по большей части самостоятельной ценности не имеют, а нужны они для привлечения внимания к каким-нибудь Очень Важным Идеям, причем эти Идеи формулируются авторами в прилагающихся текстах. Сами же работы выглядят, мягко говоря, удивительно; люди, покупающие эти работы, на мой взгляд, чем-то сродни коллекционерам рекламных плакатов или первых изданий комиксов.

Художники, конечно, испокон веку пользовались своим инструментарием для тех же целей, но как-то все-таки их работы сами по себе выражали, что требовалось, а не служили тривиальной эпатирующей рекламой. И текстов сопроводительных тем художникам не требовалось.

Не понимаю я этого и никогда уже не пойму. Мало того, адепты современного искусства, настаивающие на художественном значении подобных произведений, вызывают у меня стойкое ощущение, что меня пытаются обмануть древним методом из истории про голого короля.

Встречаются, впрочем, во множестве вещи, вполне имеющие в моих глазах эстетическую ценность. Как произведения декоративного искусства, украсить себе, например, жизнь в интерьере. Многие из них доставляют мне неподдельное удовольствие. По странному совпадению, их авторы никаких манифестов не пишут и не собираются, и звону вокруг них значительно меньше.

Mirrored from Gears and Springs.