Дали мне тут ссылку на поразительно дикую историю.
Живет семья с двумя детьми – отец, мать, девочка четырнадцати лет и мальчик тринадцати. У девочки тяжелый аутизм, совсем закрыта. У мальчика тоже аутизм, но в легкой форме. Девочка, впрочем, участвует в программе, где специальный помощник учителя помогает ей печатать всякие тексты. Называется это дело facilitated communication: аутичным детям физически помогают печатать – помогают, насколько я понял, попасть пальцем в клавишу.
В один прекрасный день эта девочка с такой вот помощью набирает текст, где обвиняет отца в сексуальных домогательствах и многократных изнасилованиях. Начиная с ее шести лет.
Разумеется, происходит мгновенная реакция. Детей – к foster parents, отца – в тюрьму без права выхода под залог до суда, мать – в электронный следящий браслет и под домашний арест. После чего начинается собственно расследование.
Расследование показывает, что никаких доказательств нет вообще. Ничего нет, кроме текста, полученного через facilitated communication. Девочка – virga intacta, обыски ничего не дали, допросы соседей, родственников и знакомых ни к чему не привели.
Тринадцатилетнего брата девочки следователь допрашивает по всем правилам следовательского искусства. Мальчик любые сексуальные домогательства отрицает; следователь объясняет ему, что он врет, что его body language эту ложь выдает, что он предает свою сестру, что надо признаваться. Следователь говорит ему, что при обыске у них дома найдены видеозаписи со всякими безобразиями. На самом деле никаких записей у следователя нет. Мальчик все равно ничего интересного следователю не говорит. Говорит только, что теперь будет меньше доверять отцу.
В результате все обвинения отклонены, отца выпускают, и трех месяцев не просидел, ерунда. С матери снимают браслет, детей возвращают домой. Девочка радостно с родителями обнимается, несмотря на то, что перед этим напечатала – с помощью специалиста, ага, – что домой возвращаться не хочет, потому что отца боится. Жутковатая видеозапись допроса мальчика попадает в руки адвокатов, и городская полиция трепещет в ожидании титанического иска. Так что история, которая началась с доноса, напечатанного с помощью facilitated communication, кончилась сравнительно благополучно.
А вот для справки статья про facilitated communication. Проверяли это дело экспериментально, получили интересные результаты: ребенок печатает ответы на вопросы, только если помощник эти ответы знает. Если же помощник не слышит вопроса или не знает ответа, то у ребенка почему-то ответить не получается.
Researchers who observed the facilitation process sometimes observed that those who were presumably being facilitated often answered questions when they were not looking at their typewriters or letter boards. Controlled scientific studies also revealed that if one posed a simple question to a child with severe autism, the child could only answer the question when the facilitator knew the answer. For example, if the facilitator could not see a simple object that the child was asked to name, the child could not name it. Highly trained facilitators who had elicited sophisticated answers from their patients in the past could no longer do so when they were prevented from knowing what the patients were being asked.
То есть это чистой воды спиритизм.
Заключение Американской Психологической Ассоциации о том, что методика не работает, вышло в 1994 году. А в конце 2007-го кто-то из таких специалистов помог аутичной девочке напечатать донос на родителей. Что будет с этим помощником, газета пока не сообщает.
Опубликовано в Записках Часовщика . Пожалуйста, комментируйте оригинальную запись.