В Москве опять изобрели велосипед; своего рода традиция. Задумано небывалое – скрестить современное искусство с обычной жизнью. Про то, что еще родоначальники “современного искусства” сотню лет назад расписывали фарфоровые блюдца красно-черными квадратами и треугольниками, организаторы выставки не в курсе. Про то, что любой дизайнер на протяжении тех же ста лет считает своим долгом первым делом сдизайнировать какой-нибудь стул, им тоже никто не рассказал, в тех краях все это новость, и словосочетание useful art появилось там совсем недавно, и вообще все это придумал Андрей Бартенев, которого там и покажут.
Это, конечно, если верить пресс-релизу.
Но мы ему верить не будем. Им просто надо билеты продать, вот и начинается – впервые в мире, только в нашем шапито. Тем временем в других шапито тоже кипит жизнь.
Выставка эта устраивается каждый ноябрь уже шестнадцать лет, и показывают там Sculpture Objects and Functional Art, то есть как раз то же самое. По-русски это явление природы называлось до появления на арене Андрея Бартенева прикладным искусством. Подозреваю, что оно и сейчас так называется, невзирая на Бартенева. Вазу или кресло можно сделать, вдохновившись какой-нибудь хохломой, но можно и воплотить в стекло или дерево идеи, скажем, Эль Лисицкого, что неоднократно и происходило. На S.O.F.A. представлены, как правило, предметы, тесно связанные именно с современным искусством. Там есть свои традиции, и в какой-нибудь стеклянной композиции может быть ясно виден, скажем, Кандинский.
Большинство авторов, впрочем, работают в своих направлениях.
В этом году скульптура на выставке была представлена совсем слабо.
Хотя были и интересные вещи. Эту, к сожалению, мне не удалось снять по-человечески: люди из последних сил пытаются удержать взлетающий в небо кусок гранита.
Интересной керамики не было совсем.
Кожи не было почему-то вообще. Не было хорошей ювелирки, и очень мало было приличного металла. Вот это – металл.
Дерево было прекрасное, но я его уже видел на этой выставке. Характерная черта такого рода выставок – много самоповторов. На выставках представлены из года в год одни и те же галереи, те работают со своими командами художников, а художник-прикладник – это, как правило, мастер в одной очень сложной и трудоемкой технике. Стеклодув, кузнец, краснодеревщик. Они редко меняют специализацию, и, найдя хорошую жилу, разрабатывают ее годами. Каждое их произведение, найдя свое законное место, смотрится там великолепно, но если их собрать вместе, впечатление получается странное.
Очень любопытная встречается там мебель.
Но самое главное на S.O.F.A. – это, конечно, стекло. Стекло там занимает не меньше половины экспозиции, и в этом году там даже устроили стеклодувную демонстрацию. Работы из стекла на этой выставке представлены совершенно фантастического уровня, как художественного, так и технического.
Эту тоже не удалось снять. Лицо выглядывает из черной глубины стекла, как из озера, и выглядит довольно страшно. Плоская фотография этого впечатления не передает.
Существенный недостаток этой выставки – запрет фотографировать. Фотоаппараты отбирают на входе. Поэтому просвещенная публика зеркалки с собой не берет, а фотографирует маленькими мыльницами и телефонами. Отсюда и качество фотографий, оставляющее желать много лучшего. Я думал, в этом году организаторы это правило отменят за полной бессмысленностью – все равно там все фотографируют – но увы, не отменили.
Зато совершенно не было балласта. В предыдущие годы там можно было кое-где найти разную якобы художественную ерунду – плохо крашеный фанерный лист, к примеру, или холст, увешанный английскими булавками. В этом году все работы настоящие. Интересно, случайность это или такие теперь тенденции. Вот было б здорово.
Если кому интересно, кто именно все эти вещи делает и где их можно купить, то вот сайт выставки. Я туда хожу просто смотреть: стоят эти работы не так, конечно, как продукция гельмановского жулья, но все равно довольно убедительно.
Опубликовано в Записках Часовщика. Комментировать лучше там, но можно и здесь.