Stimulus

Тут приключилась годовщина принятия первого – и пока единственного принятого – большого закона из обамовской программы. TARP, он же stimulus, был направлен на то, чтобы уменьшить безработицу, и ассигновал на это благое дело почти восемьсот миллиардов долларов.

В связи с годовщиной начались ожесточенные споры между демократами и республиканцами. Обама уже не пытается врать, что “любой экономист согласен с успехом стимулуса”, но демократы все равно утверждают, что стимулус прекрасно работает, создал/сохранил два миллиона рабочих мест, спас экономику и предотвратил великую депрессию номер два. Республиканцы отвечают, что ни черта он не работает, подсчет же сохраненных рабочих мест представляет собой сплошное жульничество. Демократы пеняют республиканцам, что те охотно пользуются TARP-овскими деньгами, республиканцы отвечают, что грех не воспользоваться, когда деньги просто так раздают, и что демократы небось сами при Рейгане с удовольствием платили уменьшенные налоги, хотя и были против уменьшения.

У демократов позиция довольно слабенькая: жульничество с подсчетом рабочих мест носит вполне очевидный характер, а функционеры Белого Дома сами долго не могли договориться, какую цифру объявлять, и выступали вразнобой к вящему комическому эффекту. Остается надувать щеки и говорить, что без стимулуса было бы еще хуже, и мы всех спасли. Заявление не очень проверяемое, к тому же оно противоречит белодомовским предсказаниям годичной давности, отображенным в знаменитом графике: даже официальные цифры безработицы со стимулусом выглядят гораздо хуже, чем предсказанные цифры без стимулуса. Двусмысленно выглядит и затеянный демократами специальный законопроект, направленный опять же на борьбу с безработицей: если стимулус так хорошо работает, зачем еще один закон?

Несмотря на слабость демократических аргументов, спор не прекращается: положение дел в современной экономической науке, которая не то что прогнозировать что-нибудь, но и уже произошедшие события объяснить однозначно не в состоянии, позволяет делать любые утверждения, и каждому утверждению в поддержку найдется свой нобелевский лауреат-экономист. Тот же Кругман регулярно говорит, что тратить надо еще больше и быстрее, а на дефицит можно не обращать внимания.

Публика, согласно поллам, демократам не очень-то верит. К осени положение дел в экономике станет чуть пояснее, и можно будет увидеть промежуточные результаты этого спора. Они будут оглашены в ноябре в виде количества мест для каждой партии в Конгрессе. Окончательных же результатов мы так и не увидим. Вон про Рузвельта до сих пор договориться не могут – победил он Великую Депрессию или, наоборот, создал ее сам из обычной рецессии.


Опубликовано в Записках Часовщика. Комментировать там больше нельзя, все комментарии просьба оставлять тут.