Rolling Stone только что отозвал свою знаменитую статью про культуру изнасилования в University of Virginia.
Ленты, где я читаю всякие новости, последние несколько недель забиты двумя темами: шумной кампанией афро-американских активистов за то, чтобы полиция не могла афро-американцев трогать, и ужасной историей про зверское групповое изнасилование в U-Va. Обе темы сконструированы по одной схеме – разные течения grievance industry раскручивают эмоциональные аргументы в пользу своих притязаний. Университетскую историю начал журнал Rolling Stone, опубликовав статью Сабрины Рубин Эрдели. Текст начинается с того, что студентку-первокурсницу всемером насилуют мерзавцы на вечеринке братства Фи-Каппа-Пси. Не просто так насилуют, а в рамках ритуала инициации в братство, под руководством действующих братьев. То есть это у них, видимо, традиция такая, они каждый год этим занимаются. Мало того, все это происходит на полу, усыпанном битым стеклом, в конце фигурирует еще и бутылка из-под пива, и в процессе насильники говорят про жертву “it”, как про животное или неодушевленный предмет. На этом ужасы не кончаются: жертва, придя в себя, отправляется искать помощь и не находит ее нигде: друзья отговаривают ее ехать в госпиталь, потому что это разрушит ее и их репутацию, и их больше не будут приглашать на вечеринки. Университетская же администрация относится к ее жалобам с полным равнодушием, предлагая ей странные варианты вроде пойти в полицию. И не удивительно – таких жертв еще полно, а администрация не реагирует, чтобы не испортить репутацию университета.
Одним словом, идеальная иллюстрация к господствующему в последнее время дискурсу про rape culture, yes means yes, необходимые новые законы и так далее. Это все давно уже происходит, и вот Rolling Stone добавил жару. Университет, изнасилование, объективация, белые привилегированные мужчины, fraternity – все, что нужно.
Грохот поднялся неимоверный. Про статью рассказали все, вплоть до NYT и всякого телевидения, а дискурсмонгеры вроде HuffPo или Salon понесли соответствующие тексты десятками, где повторяли все тот же набор идей в упаковке “вот видите, мы же говорили”. Университет впал в панику и начал репрессии, для начала запретив на время всю деятельность братств вообще. Меня эта статья навела на традиционные невеселые мысли про то, что пресса может делать все, что хочет. Вот, к примеру, журнал жестоко наехал на элитный университет, не имея никаких фактов, кроме жуткого рассказа неназванной девочки. И возразить никто не посмеет, потому что виктимблейминг, железобетонная защита с активными элементами.
В данном случае, однако, я ошибся. По прошествии некоторого времени в прессе стали появляться робкие сомнения. Дело-то, как ни крути, страшное, не обычные студенческие изнасилования вроде date rape, где мальчик зашел дальше, чем девочке хотелось, или секса с девочкой, упившейся до бесчувствия, а натуральный фашизм и средние века. В элитном университете. Не спьяну, а ритуально. Fraternities, конечно, известны своими гусарскими безобразиями, но это оказалось как-то слегка где-то слишком. Целевая аудитория засомневалась. Разумеется, очень осторожно, обставляясь всякими оговорками, всячески стараясь никак не затронуть “Джеки”, история которой легла в основу статьи. Первым выступил Richard Bradley у себя в блоге. Речь шла о том, что статья представляет собой явно некачественный журнализм: Эрдели не поговорила ни с друзьями жертвы, которые не пустили ту в госпиталь, ни с предполагаемыми насильниками. На все вопросы коллег-журналистов она отвечала уклончиво, а разок даже взорвалась – вы, мол, не о том думаете, статья вообще не про это изнасилование, а про глобальную картину, нечего на детали внимание обращать. Появился разбор полетов в Washington Post; дело дошло до того, что даже Salon впал в задумчивость. Заинтересованные лица забеспокоились, что будет с дискурсом, если история окажется фальшивой: беда же, верить ведь перестанут. Виновник торжества, Rolling Stone, принялся заметать следы и валить все на “Джеки” – мол, история ее, мы только записали.
Тем временем делом занялась все-таки полиция, даром что два года прошло. И вот что мы читаем теперь в Rolling Stone: “In the face of new information, there now appear to be discrepancies in Jackie’s account, and we have come to the conclusion that our trust in her was misplaced.” Что там за новая информация и где они ее взяли, они благоразумно не сообщают. Подозреваю, пытаются прикрыть себе задницу, окончательно свалив все на бедолагу “Джеки”, с которой, сдается мне, все-таки приключилась тогда какая-нибудь очень обидная неприятность, разве что не такая на самом деле красочная.
Прискорбно это все, честно говоря. Ладно, на этот раз история оказалась такой впечатляющей, что народ заинтересовался и стал выяснять, что там случилось. А если бы Эрдели – которая, как пишут, год ездила по элитным университетам, искала такую историю, и обломилась везде, кроме Вирджинии, – не оказалась такой падкой на живописные детали, ее статья проехала бы безболезненно, и университет отмывался бы еще долгие годы. Он, впрочем, и так будет отмываться, вместе со всеми остальными университетами. Вон тот же Washington Post уже опубликовал редакционную статью про то, что Rolling Stone’s flawed story shouldn’t keep schools from taking rape claims seriously.
Нет спасения от этих ребят, нет никакой защиты. Единственный шанс – что они сами из каких-нибудь соображений друг друга приструнят. А если нет – абзац, ничего не поможет.
Update: параллельно Breitbard выяснил, что известная Lena Dunham, обвинившая в изнасиловании (хотя и без ужасов вроде битого стекла) какого-то своего сокурсника-республиканца, тоже как бы врет. Выхода у сокурсника, как объясняют, никакого нет: обгадили – обтекай. Такие дела.
Update: еще две ссылки – продолжение разбора полетов в Washington Post и колонка на CNN про то, что в обвинениях в изнасиловании вообще-то можно и сомневаться, потому что всякое бывает. Факт появления этого текста на CNN, пусть и с оговорками, означает, что RS и впрямь подложил делу по борьбе с rape culture колоссальную свинью. Эрдели теперь, конечно, не позавидуешь; но и поделом ей, если подумать. Кого жалко, это ту Джеки. Ей там теперь, надо полагать, мало не покажется, хотя виновата не она, а сволочи из RS.
Ну и напоследок – цитата из HuffPo:
Don’t let the holes in this story diminish your rage, do not let the fire burning across our schools and nation be smothered by shoddy journalism and a troubled and traumatized girl who has clearly suffered. Don’t let Rolling Stone pass the onus of fact finding onto victims for their own failure to investigate. Don’t let this systemic disease fester and grow because of doubt and disdain.
Fan the flames, stand strong, and remember when you were Jackie. Remember how that felt.
Mirrored from Gears and Springs.